Оба варианта правильные. Но более корректным является употребление термина «рома» (мужчина — «ром», женщина — «ромка», «ромское население»).
Термин «цыгане» указывает на их якобы египетское происхождение: в Великобритании используется термин «gypsies» от «egyptians» — «египтяне», в Испании — «gitanos», в Германии — «zigeuner», в Италии — «zingari», в Болгарии — «цигани». Но сейчас распространена версия об индийском происхождении данной этнической группы, которая в 11 веке мигрировал а в Персию, Малую Азию, на Кавказ, в 13-14 вв. расселилась на Балканах, в Западной и Восточной Европе, а затем в Америке.
Термин «рома» является самоназванием нескольких этнических групп, хотя некоторые исследователи связывают его с названием одной из индийских каст. Значительная часть рома проживает в странах бывшего СССР, Западной и Восточной Европе.
В документах международных организаций — ООН, Совета Европы, ОБСЕ — используется термин «рома». Несмотря на то, что далеко не все этнические группы называют себя так, именно этот термин получает все большее распространение.
Рома практически везде ведут оседлый образ жизни с 19 века. Согласно исследованиям Е.Марушьяковой и В.Попова, кочевой образ жизни сохранили не более 6% от ромского населения Болгарии, Румынии и других стран. Сейчас кочевой образ жизни ведут только рома-котляры.
В Беларуси миф о рома как о кочевом народе поддерживается их трудовой миграцией. На самом деле они вынуждены переезжать с места на место в поисках работы, спасаясь от этнического профилирования и дискриминации при попытках трудоустроиться.
Постоянное апеллирование к рома как к кочевому народу препятствует их эффективной адаптации, грамотной социализации в стране, а также поддерживает стереотипы в обществе.
Слово «барон» образовалось от слова «баро» — важный, главный. Однако существование баронов сегодня — это миф, в который верят и многие белорусские рома. А некоторые лидеры активно поддерживают свой имидж как «баронов».
Исторически сложилась практика выдвижения представителей ромского сообщества (или табора) для контактов с властями. Однако функции такого лидера заканчивались налаживанием коммуникации.
На самом деле авторитет в ромских сообществах принадлежит собранию судей, куда входят известные своей честностью, моральными качествами мужчины-рома. Особенность функционирования ромского суда состоит в рассмотрении споров и конфликтов чаще всего финансово-имущественного характера. Решения являются обязательными, наказания могут варьироваться от простого возвращения долгов вплоть до изгнания из сообщества.
Откуда пошел этот миф? Именно так объясняли то, что в некоторых ромских семьях оказывались дети неромской внешности. На самом деле случаются ситуации, когда нерадивые родители продают рома своих детей либо ромская семья принимает беспризорного ребенка и воспитывает его как своего.
Среди рома существует культ детей: они не отказываются от детей, не делают абортов, не отдают детей в детские дома. Добрачные половые отношения порицаются. Информация о многодетности ромских семей статистикой не подтверждается. В среднем в ромских семьях —2-3 ребенка.
Псевдобогатство ромских семей обычно связывают с наличием некоторых предметов «роскоши»: больших плазменных телевизоров, вычурных построек. Действит ельно, у рома принято демонстрировать благосостояние. Но данные мониторинга показали: 85% семей имеют доход значительно ниже прожиточного минимума.
Помните об этом, когда готовите для СМИ репортажи о жизни рома. Задавайте контрольные и уточняющие вопросы, перепроверяйте информацию у других источников, чтобы быть объективными в своих материалах.
Данные мониторинга о социально-экономическом положении ромского населения Беларуси в 2019 г. показали: 15% респондентов работают по найму, 8% живут за счет собственного хозяйства либо мелкого бизнеса, 7% — за счет пенсии, 8% — за счет стипендий и социальных пособий (преимущественно пособий на детей), 15% зарегистрированы на бирже труда, 22% живут за счет временных, сезонных заработков, 25% работают за границей (Россия, страны ЕС).
50% респондентов сталкивались с многократными отказами при попытках трудоустройства при наличии вакансий (более 3 отказов). Чаще всего на работу не берут ромских женщин (62% от числа тех, кто сталкивался с многократными отказами).
В обществе существует стереотип, что в современных ромских семьях не уделяется должное внимание образованию девочек и их основной источник заработка — гадание в общественных местах. Оказание «магических услуг» действительно является источником заработка небольшого количества ромок.
Тем не менее, когда СМИ акцентируют внимание аудитории именно на этой деятельности, они способствуют распространению вредных стереотипов о ромских женщинах исключительно как о «гадалках», которые наводят «порчу и сглаз», вводят жертву в гипнотическое состояние, чтобы завладеть ее имуществом. Все эти стереотипы имеют мало общего с современным укладом в ромских семьях, а среди ромских женщин немало упешных.
Романи или Romani chib относится к индоарийской ветви индоевропейских языков, насчитывает около 80 диалектов. Особенность романи заключается в сохранении основы (около 200 слов) при лексических заимствованиях из языков той культурной среды, в которой живет конкретное сообщество. Письменность используется на основе как кириллицы, так и латиницы.
Стандартизация романи была достигнута в 1990 году. По результатам проекта «Содействие имплементации Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств в Беларуси» романи был признан как одним из девяти языков национальных меньшинств, которые были исторически распространены на территории Беларуси и постоянно поддерживаются носителями языка.
Издания на романи находятся в библиотеке Центра национальных культур в Минске (ул. Чичерина 19). Республиканское общественное объединение «Белорусская цыганская диаспора» предоставляет детские книги и сказки на романи.
Ромская диаспора не имеет метрополии, хотя правительство Индии оказывало помощь при подготовке первого Всемирного цыганского конгресса, который состоялся в Лондоне в 1971 году. Были приняты не которые важные символы: флаг и гимн, дата 8 апреля (первый день съезда) была провозглашена Международным днем рома.
В 1978 году в Женеве состоялся второй Конгресс, который учредил Международный цыганский союз. Эта организация признана ООН. Она занимается вопросами политических прав рома и способствует проведению исследований их истории, искусства и языка.
В структуре Совета Европы действует Anti-Discrimination Department, Roma and Travellers Team. В структуре ОБСЕ — ODIHR Contact Point for Roma and Sinti. Есть International Roma Women Network (IRWN) Phenjalipe, в переводе — «сестричество». Наиболее известной правозащитной организацией является European Roma Rights Centre.
Центральным элементом программ социальной интеграции рома является система медиации — посредничества между ромскими сообществами и государственными органами.
Медиаторы изучают потребности ромского населения в сфере здравоохранения, трудоустройства, социальной инфрас труктуры, помогают наладить контакт с местными чиновниками. Медиаторы консультируют рома в вопросах законодательства и государственной политики.
Для журналистов медиаторы могут стать посредниками в общении с рома. С их помощью можно наладить контакты с ромским сообществом, найти героев для репортажей, провести фактчекинг.
В Беларуси общественная инициатива Romaintegration подготовила 13 ромских общественных медиаторов, для сравнения — в Украине работают 55 медиаторов.
Откажитесь от предрассудков, оперируйте фактами и реальными историями сообщества рома. Вместе с другими героями публикации дайте слово и представителям ромского населения, отразите их видение ситуации.
Старайтесь избегать использования понятийного ряда, который приводит к распространению в общественном мнении негативных стереотипов и способствует созданию негативного образа этнической группы в целом: например, «там, где цыган, жди подвох и обман», все ромы «не хотят идти на контакт», «не хотят работать или получать качественное образование».
Не стоит экстраполировать негативные черты отдельных правонарушителей на этническую группу в целом, обобщая при упоминании этнической принадлежности в связи с совершенным криминальным действием (например, все цыгане – «наркоторговцы, мошенники», «значительная доля совершаемых преступлений… приходится на представителей цыганской диаспоры»).
Избегайте манипулирования, когда в тексте содержится намек на объект, на который будет неизбежно направлена негативная реакция общественного мнения (например, «данные преступления совершаются в основном лицами цыганской диаспоры», «преступления в отношении пожилых граждан совершаются со стороны лиц цыганской национальности, которые мошенническим путем отнимают денежные средства, дорогостоящие предметы и ценности»). Подобные формулировки способствуют закреплению цыганофобии и национальной вражды в белорусском обществе.
Еще один прием манипуляции — использование ложного обобщающего аргумента. В одном медиа, например, написали так: «Подобные преступления в основном совершаются лица ми цыганской диаспоры. В 2016 году преступлений такого вида не зарегистрировано». Основным аргументом здесь является ложное якобы «обобщенное» умозаключение, которому противоречит высказывание об отсутствии правонарушений. Опасность таких приемов состоит в их высоком резонансном потенциале — прямых обвинений не содержится, однако цыганофобию провоцирует.
Всегда спрашивайте у героя/героини, согласны ли они фигурировать в опубликованном материале и можно ли использовать их фотографии. Помните, что публикация может нанести вред герою/героине.
Не знаете, как подступиться к теме или найти правильные слова? Всегда можно проконсультироваться с экспертами.
Карточки подготовлены гражданской инициативой «Ромаинтегрейшн» («Romaintegration») и Представительством ООН в Беларуси